В плену у социальных сетей

03 Мар 2019, Автор: bvk45
Поделись с друзьями:

Общение — неотъемлемая часть жизни и развития человека, также сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Журналисты коллектива «Будь в курсе» встретились и обсудили актуальную в современном мире проблему живого общения и интернет-зависимости с Екатериной Сергеевной Гринёвой, педагогом-психологом школы №15.

Екатерина Сергеевна училась в Шадринском государственном педагогическом институте. Закончила факультет коррекционной психологии и педагогики заочно в 2013 году. Начала свою практическую деятельность с детками с ограниченными возможностями здоровья.  Благодаря наставнику из Шадринского реабилитационного центра «Мишутка», в лице Казаковой И. В., которая является руководителем центра, а так же ее помощнику Баевой А. С. смогла получить новые знания и научиться применять их на практике. «Всегда целью в моей жизни было считать себя личностью самодостаточной, то есть независимой ни от кого. Поэтому я училась на заочном отделении. Получала знания самостоятельно, лишь поддержку и контроль со стороны педагогов» — комментирует Екатерина Сергеевна.

Профессия психолога имеет множество тонкостей и нюансов, почему же вы решили посвятить себя психологии?

— Потому что мне хотелось познать в первую очередь себя. Были непонимания с родителями, со сверстниками. Я пыталась всё больше и больше разобраться в этом.

Почему же так происходит? Я всегда по жизни задаю этот вопрос. Почему так происходит, откуда это взяло свое начало? Поэтому я пошла в профессию психолога. И вы знаете, ни разу не пожалела. Хотя это достаточно сложная, объёмная работа. Например, с заполнением документации работать приходится дольше, чем непосредственно с людьми. Но куда без испытаний и сложностей? Ведь именно они закаляют в нас характер и выдержку.

Как вы думаете, может ли подросток обойтись без социальных сетей?

— Подросток в наше время без социальных сетей обойтись скорее уже не может. Родители пытаются ограничить своих детей от частого использования социальных сетей, считают данное увлечение достаточно опасным. Но различные статьи, которые мы читаем по данному вопросу доказывают обратное. Социальные сети не так вредны насколько мы, взрослые, пытаемся вбить себе это в голову. Поэтому против социальных сетей мы, психологи, ничего не имеем, если нет зависимости. Скорее соц. сети — это ещё один помощник в общении и получении информации. Если подросток способен грамотно распределять своё время, сделать так, чтобы социальны сети были не во вред, а наоборот приносили пользу, почему бы и нет?

— Почему люди общаются в соц. сетях?

— Связь — это всегда взаимодействие. Несмотря на то, что у нас есть друзья в реальности, мы все-таки общаемся и взаимодействуем не только с ними, мы идём в общество. Давайте разберемся, что полезного нам дают социальные сети?  Например, если раньше подросток решил стать неформалом. То он приходит в общество в рокерской одежде и с ирокезом, чтобы проявить себя и увидеть реакцию окружающих людей. Сейчас достаточно выложить  фотографию в соц. сетях, чтобы узнать мнение окружающих. Мы спокойно можем увидеть их реакцию по лайкам и комментариям. И сделать для себя вывод: одобряют ли другие или нет. Хорошо, что мы не выносим «великие» идеи, которые шокируют взрослых,  на публику, а имеем возможность обсудить все наши желания посредством социальных сетей.

— А чем заменить социальные сети?

— Заменяйте социальные сети живым общением. Интернет создан для поиска информации в первую очередь, а не для социальных сетей.

— В каком случае подростка можно назвать зависимым от социальных сетей?

— Давайте разберёмся, что такое зависимый ребёнок. Это тот ребёнок, который проводит большую часть своего свободного времени за компьютером или телефоном. Но здесь мнения расходятся. Многие утверждают,  что ребёнок может проводить в интернете не более часа, а кто-то говорит, что не более 2 часов. По факту если обратится к статистике, то мы получим информацию о том, что в норме ребёнок и взрослый не должны проводить больше 6 часов ежедневно за компьютером и гаджетами в совокупности, т.е. работать, учиться, общаться. И это считается нормой. Вред мы можем получать, находясь более 6 часов за компьютером и в социальных сетях. Для чего необходима эта норма? В принципе, у нас сейчас в основном общение посредством соц. сетей, но помимо общения они могут быть нам полезны с информационной стороны. С их помощью мы можем учиться и развиваться. Главное, чтобы ребёнок понимал это.

— Какие советы можете дать подросткам, которые решили меньше времени уделять Интернету?

— Самое важное правило — удалить приложения быстрого входа в социальную сеть и выходить из своего аккаунта. Когда вы сделаете это, то вам уже придётся больше времени потратить, чтобы зайти через браузер, ввести пароль. Некоторые поленятся лишний раз вводить данные. Когда вы приходите в школу на учёбу — отключите Интернет. Тогда вы не будете отвлекаться на сообщения, лайки и прочие уведомления. И сможете полностью сконцентрироваться на учёбе.

— Из-за чего подростки «зависают» в социальных сетях?

— К сожалению, сейчас подростки замыкаются в себе и боятся открываться, боятся чужой реакции. Поэтому в виртуальном мире они могут, отправив сообщение, скрыть свои истинные чувства, и никто не увидит, как вы на самом деле реагируйте. Также ошибочно среди подростков бытует мнение о том, что в социальных сетях, на самом деле, тяжело узнать об их увлечениях и интересах, а также, что происходит в их жизни. На самом деле, посмотрев статусы и фотографии, которые вы выставляете на своих страницах,  можно понять, что происходит с вами. Таким же образом подростки пытаются скрыться от взрослых, потому что боятся их осуждений, наставлений, контроля. И думаю, что погрузившись в соц. сети и виртуальный мир, вы можете оградиться от нас. Взрослые не глупые люди, они способны понимать ситуацию и контролировать вас даже в виртуальном мире.

— Как психологически настроить себя на работу и довести её до конца, а потом уже ответить на сообщения?

— Во-первых, нужно выйти со страниц социальных сетей, чтобы люди видели, что вы не онлайн. Соответственно, писать и отвлекать от работы не будут. А если необходимо работать в социально сети, то мы опубликовываем запись на своей странице о том, что сейчас работаю, просьба меня не беспокоить. Таким образом, вы донесете до своих друзей информацию о том, что сейчас заняты. Если все-таки вы периодически отвлекаетесь, выберете другой источник информации, закрыв страничку соц. сети.

Если вокруг все сидят, уткнувшись в телефоны, то, как не быть белой вороной в обществе, и заставить других людей общаться вживую?

— Устройте соревнования. Все дети любят соревновательные моменты. Например, проведите день без гаджетов, кто дольше продержится. В дальнейшем попробуйте их завлечь в диалог. Можно рассказать что-то полезное и интересное. Если вы сможете заинтересовать своих друзей, одноклассников, то соответственно они уберут телефон в сторону.

— Как виртуальное общение влияет на психику?

— Если человек избирательно подходит к выбору своих виртуальных друзей, отдаёт себе полностью отчёт в своих действиях, если общение положительное и не приносит вреда психологическому здоровью, то всё хорошо. Если же вам поступают какие-либо мотивирующие сообщения, призывы к употреблению запрещенных веществ, суициду и терроризму, помните, вам пишут люди с неуравновешенной психикой. Чаще всего советуют заблокировать данный контакт и не обращать на них внимания, не переходить по предложенным ссылкам. Также обязательно сообщите об этом взрослым.

Как защитить психологическое здоровье, чтобы было на должном уровне?

— Интересуйтесь тем, что вам действительно принесёт пользу в реальной жизни. Не живите жизнью виртуальной — это плохо на вас отразится. Если вы полностью погрузитесь в виртуальный мир, то в реальной жизни вы замкнётесь в себе.

— Если есть желание общаться вживую, а окружающие не настолько открыты для общения?

— В этом есть плюс социальных сетей. Через них мы можем узнать больше информации о человеке и постепенно вызывать его на диалог в реальности. Не каждый готов вам рассказать о своих увлечениях, а в соц. сети их можно отследить и найти общие интересы, тем самым найти возможность завязать диалог в жизни.

— Почему раньше школьники общались вживую, несмотря на развитие коммуникации, а сейчас всё это ушло? Как вернуть общение, которое было раньше?

— Раньше у нас не было стольких возможностей, сколько есть сейчас. Техника была дорогой, и не каждый мог себе позволить новые на то время технологии. Чтобы узнать домашние задание у подруги, либо позвать ее на прогулку, нужно было пройти все места, где мы обычно собирались, прийти к ней домой. Нас таких желающих было много, и поэтому было открытое живое общение. Такое общение называли «за гаражным», потому что скрытые встречи организовывали именно за гаражами, вдали от глаз родителей. Сейчас, даже начиная с первого класса, дети уже имеют гаджеты, которые способны выходить в Интернет. В наше время  это стало не так дорого и доступно практически каждой семье. Подросткам проще объединиться в социальных сетях и общаться в них. Это ваше современное «за гаражное общение». Да и куда проще сначала спросить в соц. сети, сможет ли ваш друг пойти гулять, чем бессмысленно бродить по улицам в поисках тех, кто уже выучил уроки, и кого отпустили родители.

— Если бы вы знали, что будет в будущем (относительно всемирной паутины), то чтобы изменили?

— Данный вопросом я интересуюсь уже на протяжении долгих лет. Что же нас ждет дальше? У нас на сегодняшний день есть все возможности развиваться и общаться, благодаря доступности информации в Интернете. Да и менять особо нечего, разве только усовершенствовать безопасность. Я бы сделала более недоступной ту информацию, которую вам, подросткам,  знать не обязательно. Возможно, платной. Организовала бы сайты по направлениям, чтобы не навредить в первую очередь. Но фактически это нереально. Потому что у нас есть люди, которые хотят распространять «ненужную» информацию в массы – это либо их источник дохода, либо смысл жизни. Запомните одно – такие люди зарабатывают на ваших эмоциях, им всё равно, что вам это может навредить.

— Сколько нужно времени уделять реальному общению?

— Большую часть возможного времени. Соц. сети сделайте лишь своим помощником в поиске новых знакомств, а общайтесь чаще в реальности.

Анастасия Пузырева.

comments powered by HyperComments