Вожатому некогда раздумывать, ему нужно действовать и побеждать!

22 Мар 2011, Автор: bvk45
Поделись с друзьями:

На базе МОУ «СОШ № 2» существует «Школа вожатых». Занятия проводит заместитель директора МАУ ДЗОЛ «Салют» Алексей Константинович Поповских.

Алексей очень активный, целеустремленный и всегда может расположить к себе людей. Мне удалось побывать на одном из таких уроков и узнать чему же учат начинающих вожатых. На занятии присутствовали ученики 8 и 10 класса. Алексей рассказывал о различных правилах поведения в лагере. Ведь настоящих вожатый должен знать как нужно вести себя в подобных местах и что нужно делать, чтобы не допустить происшествий и казусных моментов. Руководитель кружка рассказывал не только о правилах поведения, но и истории из личного опыта, чтобы наглядно привести пример своим ученикам. Было видно, что ребят очень привлекает профессия вожатого, и относятся они к ней серьезно. После занятий я пообщалась с Алексеем и задала ему несколько вопросов.

-Скажите, как появилась идея создать « Школу вожатых»?

-Такая мысль появилась очень давно. Я вел школу вожатых учась, а потом и работая в институте. Но, работая в лагере со студентами, я думал, что очень интересным было бы привлечь к работе в качестве вожатых именно детей. Во-первых, они проявляют сильный интерес к работе вожатого, влюбляясь в лагерь и вожатых, когда приезжают туда не раз и не два. Во-вторых, очень часто, дети, которых научили особым педагогическим навыкам, гораздо эффективнее исполняют  роль вожатого, так как выполняют ее с радостью и удовольствием. Нелегкий труд вожатого заключается в том, что приходится работать целый день, одновременно выполнять обязанности папы, мамы, друга, учителя, психолога. В-третьих, это неплохая возможность организовать летнюю занятость детей, которые по возрасту в лагерь попасть не могут, но мечтают приезжать туда вновь и вновь. А изначально эта идея была реализована на базе лагеря «Салют». Тогда все желающие учились прямо на смене, участвуя в программе «Пирамида: Дети детям». Ребята были в восторге, но проблема была лишь в том, что смена, даже самая длинная не позволяет за столь короткое время полностью рассмотреть обширный круг вопросов, которыми должен овладеть настоящий вожатый. Когда стал работать в школе, пообщался с директором Оплетаевой Людмилой Максимовной, которая всегда рада выслушать любое предложение и вдохновить на реализацию любого нового дела. И в школе № 2 появилась именно та «Школа вожатых», которую хотелось создать многие годы. Сейчас у нас есть возможность освоить в течение учебного года весь спектр вопросов, которые мы закрепим за ребятами на практике.

-В чем преимущество детей-вожатых над вожатыми студентами?

-Так или иначе, они все равно останутся детьми. Позиция «ребенка» даст особое доверие детей и возможность найти легкий контакт с отрядом, а знания, которые они получат в ходе реализации программы, дадут им возможность помогать взрослым и справляться с теми проблемами в сфере работы с ребенком, на которые взрослый должен будет, затрать больше сил.

-Что должны усвоить ученики в процессе обучения?

-В ходе занятий ребята освоят 4 больших блока, которые им будут необходимы при роботе в качестве вожатых — нормативно правовой, психолого-педагогический, методический и практический (игровой, музыкальный, оформительский). Основными формами работы, наряду с традиционными (лекциями и практикумами), будут и активные формы коллективной работы — творчески-мастерские, психологические занятия, организационно – деятельные и сюжетно-ролевые игры. Все занятия будут способствовать овладению ребятами не только конкретных знаний, умений и навыков, необходимых вожатому, но и развитию в себе умения организации педагогической деятельности: ставить цель, искать пути ее достижения, доводить дело до конца, анализировать результат деятельности. Именно последние, зачастую оказывается особо важным в условиях лагеря, ведь вожатому порой некогда раздумывать, ему нужно действовать и побеждать.

-Где предполагается отработка практических навыков?

-Практиковаться юные вожатые смогут на базе двух учреждений. Во-первых, на базе школе № 2, во время работы летнего лагеря дневного пребывания. Ребята будут прикреплены к отрядам, реализовывая программу смен совместно со школьными педагогами. А те ученики, которые проявят особые успехи в освоении вожатского ремесла, ждет особое поощрение- работа на базе ДЗОЛ «Салют». Это станет возможным благодаря еще одному человеку, безгранично любящему дело, которым занимается — директору лагеря Куликовой Лилии Владимировне. Для «Салюта» это будет очередной эксперимент, которых в последние время становится все больше, ведь жизнь не стоит на месте, и нам, людям, работающим с детьми, не позволяем делать этого! Мы очень надеемся, что этот эксперимент принесет только положительные результаты. Довольны останутся и дети, приехавшие к нам на отдых и наши молодые вожатые. Для них это будет реальная возможность в полной мере попробовать себя в деле, которому решили посвятить так много времени.

-Вы рады тому, что у Вас получилось создать «Школу вожатых»?

-Конечно, когда желания и возможности так удачно совпадают, это очень радует! Заставляет думать, делать, реализовывать, чтобы результат в итоге превзошел все первоначальные планы.

-Что бы Вы пожелали своим ученикам?

-Чтобы ребята преодолели все тяготы процесса обучения, а они, конечно же, будут. Пусть они знают, что потом все они будут восполнены. Как говориться: «Тяжело в учении — легко в бою». Если ребята не будут пропускать занятия, то они все душой полюбят эту профессию и лагерь. А дети, с которыми им предстоит работать, будут без ума их любить. А вот это уже настоящее счастье, ощущать, что ты работаешь и живешь не зря!

-Что бы Вы еще хотели сказать?

-Почему-то вспомнил сейчас такие строки про вожатого. Очень их люблю, они отражают всю суть работы вожатого:

Богу просто – слепил из глины,

Душу вдунул – Адам готов,

Не работа, а так, малина,

Среди перистых облаков.

Ну а нам – направлять и злиться,

Ни проектов, ни чертежей,

Кабы разные только лица – души разные – это сложней.

Вот такая у нас работа – пусть кому-то деньги и слава,

Нам – ребячьи сердца и заботы,

Песен ласка и галстук алый.

Друг, запомни: идти по жизни

Человек должен с мыслью такой:

Ты в ответе за тех, кого ты

Приручил и повел за собой.

-Спасибо, Алексей Константинович. Надеюсь, что с таким наставником как Вы ребята проявят себя с лучшей стороны и докажут, что каждый из них станет отличным вожатым. Очень хочется пожелать им удачи.

Татьяна Иванова