Планирование. Как и зачем правильно распределять свое время

14 Ноя 2017, Автор: bvk45
Поделись с друзьями:

Обеспокоенная проблемой планирования среди учащихся 5-11 классов, я решила взять интервью у человека, знающего, как правильно распределять во времени задачи, всё успевать и ставить перед собой цели — интервью с психологом Ольгой Васильевной Зайковой на тему «Планирование.  Как и зачем правильно распределять свое время».

— Добрый день. Тема организации собственного времени становится все популярнее в современном мире. А планируете ли вы свой день?

-Конечно, планирую. Даже для встречи с тобой мы выбрали определенное время, определенный день, когда нам будет удобно, когда нас не будут отвлекать и будет больше свободного времени, поэтому я всегда стараюсь планировать свои дела.

-Зачем, как вы считаете, нужно планирование?

— Для начала, планирование — это 90-100% успеха любого дела, т.е. прежде чем начать какую-то работу ты по полочкам всё раскладываешь, думаешь, какие моменты главные, что в начале дня, что в конце дня, где необходимо сделать промежуток для отдыха, чтобы всё успеть, и не было стрессовых ситуации.

-Какие способы можно использовать  для распределения своего времени?

— Можно, как принято, завести себе ежедневник, но можно делать всё и в компьютере, в таблицах, также можно использовать приложения в телефоне. Но по практике скажу, что лучше всего использовать блокнот совместно с телефоном, потому что современные способы нам помогают создать какие-то напоминания, которые включатся в определенный момент времени, чтобы четко ориентироваться в пространстве. Но с другой стороны, от блокнота всё-таки не стоит отказываться, потому что пока ты пишешь, у тебя включается несколько видов памяти, ты можешь делать маленькие пометки, рисунки, четко распределить всё по времени, так будет нагляднее, поэтому я, как психолог, советую использовать два средства.

-Как ученику правильно составить план на день?

— Предлагаю провести небольшой эксперимент, не требующий больших сил и вложений. Просто попробовать расписать свой предстоящий  день. С вечера сесть и запланировать, какие дела у тебя есть утром, днем и вечером, все это расписать. Примерно распределить сколько времени уйдет на выполнение того или иного дела, и сверять по пунктам за день, что и как проходит. А вечером следует провести анализ — на какие дела и отвлечения от нужных дел у нас тратится большее количество времени.  Как правило, на следующий день, когда садятся анализировать, оказывается, что общение с друзьями, соц. сети, телефонные звонки отнимают примерно 60%  от нужного полезного времени, когда продуктивность работы головного мозга наиболее существенно влияет на дела, т.е. получается днём мы делаем-делаем, отвлекаемся на соц. сети, отвечаем друзьям, витаем в облаках, и всё это съедает наше драгоценное время. Как правило, после этого эксперимента, человек всё-такие начинает задумываться – надо планировать, надо расписывать, нужно  уже контролировать себя. Ведь чем больше и чаще мы планируем, тем  ярче  у нас вырабатывается привычка,  и мы  начинаем чётко себя  контролировать — телефон убрали, соц. сети закрыли, сначала  сделали, а  потом уже, в свободное время, мы можем этим заняться. Думаю, это будет хорошей мотивацией.

— Какие преимущества будут у школьника, который планирует свое время перед тем, который этого не делает?

-Выше я уже сказала, что планирующий ребенок более замотивирован сделать нужные дела быстрее, чтобы у него осталось свободное время на личную жизнь. Ведь основная деятельность любого ученика — это прежде всего учение, т.е. основное время он проводит в школе, выполняет домашние задания. Такой учащийся будет выполнять домашние задания целенаправленно, четко ограничивая себя во времени. Например, на какой-то предмет отводится 1 час времени, но что может быть у ученика, который не распланировал этот час — он может пойти покушать, посмотреть, телевизор, отвлечься на соц. сети и в итоге,  этот час плавно растянется на 2-3 часа, а то и больше. Если же ученик,  четко поставил перед собой цель, распределил  это время, он быстрее сделает свои домашние задания и уже со спокойной душой, не тревожась, пойдет заниматься своими личными делами, будет более продуктивен. Почему все  успешные люди занимаются планированием, даже есть специальная наука — тайм-менеджмент, наука о планировании времени, потому что именно время — это самое ценное, что у нас есть. Конечно, мы можем тратить его по своему усмотрению, но от своих  дел и обязанностей  мы никуда не сможем уйти.

-Как умение распределять во времени задачи сейчас, поможет учащемуся в будущем?

— У него выработается привычка себя контролировать, привычка планировать, распределять своё время четко, ясно, т. к. время — это ценность, которую нужно хранить и грамотно использовать.

-Как планирование влияет на эмоциональное состояние ребенка?

-У всех людей есть такая привычка — делать всё в последний момент. Например, завтра у нас мероприятие, и мы судорожно, ищем  какие-то конспекты, иногда мы даже засиживаемся до полуночи, не высыпаемся. Если же человек всё это спланировал заранее, он со спокойной душой ляжет спать во время, ведь он распланировал, во сколько ляжет, и ненужных дел и стресса по этому поводу не произойдет. Всё будет идти  планомерно, дела не будут накапливаясь в огромный аврал. Другой пример,  ученику задали домашние задание на каникулы, а он тянет, откладывает выполнение до последних выходных, но ведь может случиться  всё, что угодно, например, он может уехать с семьей на отдых или пойти на прогулку с друзьями. В итоге, домашняя работа выполнена не будет, у этого школьника начнется стресс, нарушится режим сна и отдыха. Следовательно, планирующий свои дела школьник всегда будет более спокойным, уравновешенным,  владеющим собой и своим временем.

-Какие советы вы можете дать учащимся, которые хотят эффективно научиться планировать свой день или неделю?

-Прежде всего, нужно выбрать удобный ежедневник, он обязательно должен нравиться человеку, должен удовлетворять всем его эстетическим потребностям. И когда с ежедневником определились, далее необходимо с вечера начать расписывать задачи на предстоящие дни. Нужно указать также  дела, допустим,  на месяц вперед, если вы точно знаете, что  должны будете их выполнить в определенный срок, т.е. дальние важные дела расписываем заранее. Затем, список дел на следующий день можно расписать пред сном. Нужно сесть, проанализировать свой день, записать все насущные важные дела, поставить некоторые цели, но много их ставить не нужно, 5-8 небольших задач и этого будет вполне достаточно, ведь если написать сразу 25 целей  их просто невозможно будет успеть выполнить, можно получить перенапряжение и стресс. Помимо работы или учебы, есть же еще личная жизнь, поэтому мы четко планируем первые 3 часа, например, с 8 — 10 часов, в это время  лучше выполнить самые сложные дела, когда мозг активно работает.  Например, мы знаем, что на определенное дело нам необходим 1 час времени, примерно этот час и расписываем. Но человеку свойственно занижать потраченное  количество времени, поэтому форс-мажор не будем исключать, т.е. добавим 20 минут к нашему часу. Когда по времени всё расписали, обязательно нужно оставить время для перерыва, время для общения с друзьями, другие насущные дела, можно и даже нужно оставить время на спорт, 20-30 минут в день, ведь это прибавляет сил и энергии. И, конечно же,  не забываем про сон.

Если это расписывать каждый день, планирование войдет в привычку (примерно через 10-14 дней). Обязательно, в течение дня пред глазами нужно держать свой ежедневник и контролировать себя, в какое время и на какие дела вы больше всего отвлекаетесь.  Ваш список всегда поможет вам вернуться к своим делам, и не забыть о самом главном.  Вечером нужно проанализировать, какие дела вы успели сделать, а какие нет, на что не хватило времени, и почему не хватило. Со временем всё станет легче и понятнее.  Хотя, тот человек, который не пользуется планировщиком, пред сном всё равно прокручивает, что же он будет делать на следующий день. Гораздо эффективнее записывать все свои планы, потому что включается все виды памяти, в голове это лучше откладывается.  Планирование поможет более ясно и четко формулировать предстоящие дела, что позволит быстрее реализовать поставленные цели.

-Какую литературу посоветуете прочитать школьникам в рамках этой темы?

Советую  прочитать «Как успевать жить или работать» Глеба Архангельского, «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена, также «101 совет по тайм-менеджменту» Александра Яныхбаша.

Елена ЗАОСТРОВНЫХ.

Фото из личного архива Ольги Зайковой.

comments powered by HyperComments